Евгений Шур: «…и за спиной вырастают крылья»

Сегодня в рижском Доме конгрессов поет Евгений Шур. В афише указано, что это не концерт, а творческий вечер, и называется он «Вне формата». Хотя вроде бы формат сольного концерта соблюден. Будут хиты мировой эстрады и песни Паулса, музыкальная ностальгия по 80-м и новые песни из собственного репертуара Евгения Шура. Будут гости программы - Ника Плотникова, Ольга Пирагс, Лана Швилпе, Карина Хвойницкая, группа «Мамульки-бэнд» и все как полагается. Но все-таки Евгений Шур всегда хоть немножко, но вне формата.


Он не киноартист, но сыграл две большие роли в фильмах Рижской киностудии «Семейная мелодрама» (1976 год) и «Открытая страна» (1978 год). Не театральный актер, но занят в спектаклях Русской драмы. У него нет музыкального образования, но его профессиональный стаж как певца и музыканта составляет около 30 лет.

Отсчет пошел с того момента, когда еще школьником он с друзьями создал группу, которая играла сначала на школьных вечеринках, потом – в домах отдыха и санаториях. Параллельно с учебой (в Рижском индустриальном политехникуме) и работой (самой разнообразной – от часовщика до менеджера музыкального магазина) Шур пел. В ресторанах или ночных клубах, на корпоративных вечерах или – зигзаг судьбы – на сцене Театра русской драмы. Или в Московском дворце молодежи, где он и Лана Швилпе, участница «Новой волны – 2004», выступали год назад и вдруг неожиданно решили спеть вместе «Листья желтые» Паулса. Вышли и без всяких репетиций на ура спели! Или на Кургане дружбы на границе Латвии, России и Белоруссии, где каждый год проходит фестиваль и слет ветеранов. И где Евгений несколько лет назад познакомился с ярославским ансамблем патриотического диско- ska «Мамульки бэнд», а заодно сдал экзамен на звание профессионала сцены. Когда звуковая техника полетела к черту и Шур остался без «минусовой» фонограммы, он не сдрейфил, решил: «Раз я сюда приехал петь, то буду петь!» И исполнил все свои номера а капелла. Такая вот была проверка на прочность.

- Потом мы всю ночь сидели с гитарами у палаток, песни голосили и очень подружились с замечательными ярославскими ребятами. Сейчас они приехали в Ригу, и я очень рад, что «Мамулькин бэнд» выступит у меня в концерте. Может быть, вместе что-то споем, – говорит Шур.

С остальными участниками концерта тоже будут дуэты. Надо сказать, что с каждым гостем программы Евгения связывают давние творческие и человеческие ниточки. С джазовой звездой Ольгой Пирагс были совместные записи и проекты. В юности Евгений выступал с ее братом Юрием Пирагсом – ударником и автором замечательных песен. А если копнуть еще глубже, то окажется, что родители Ольги Пирагс и Евгения Шура учились вместе.

Самой юной гостье концерта Карине Хвойницкой всего 10 лет. Но она уже лауреат международных вокальных конкурсов. А с ее отцом Анатолием Хвойницким Евгений сделал видеоклип на песню «Забытая любовь», который занимал первые места в топе клипов Первого Балтийского музыкального канала. А совсем недавно Евгений записал песню «Мужская верность», которую в свое время сочинил для Муслима Магомаева дедушка Карины – известный композитор Владимир Хвойницкий.

Но, наверное, самыми прочными узами Евгений Шур связан еще с одним участником концерта – своим 25-летним сыном, который пару лет назад неожиданно занялся рэпом и вместе со своей группой Calvados попал в ротацию местного радиоканала…

- В апреле у него на краснодарском лейбле выходит альбом, – говорит Шур-папа.

Со звездой Русской драмы Никой Плотниковой Евгений пел в мюзикле «Сестра Керри», в музыкальных спектаклях Раймонда Паулса «Соло для актрисы с оркестром», «Старинные часы» и сейчас – в «Избранном». Встреча с театром и с Раймондом Паулсом изменила для Шура многое. Так совпало, что после этого заниматься в своей жизни чем-то еще параллельным (вроде бизнеса или работы в обменном киоске) он перестал. И осталась одна музыка.

Правда, что касается Паулса – это была уже не первая встреча. Первая состоялась на Рижской киностудии в 1978 году, когда Паулс писал музыку к фильму «Открытая страна», а Шур пел там две его песни. После премьеры «Сестры Керри» в театре был банкет, актеры принесли гитару и говорят: «Женька, спой!» И он спел «Журавлиное детство» – песню из того самого фильма.

- Когда я закончил, Паулс встал и… Я не знаю, прослезился он или нет, но он был очень растроган. И сказал: «Ну как же так, я же совсем не помню эту песню!» Маэстро не грешно забыть, он столько песен прекрасных написал. Да и по сей день способен писать хиты очень высокого класса. Второго такого мелодиста еще поискать! Работа в Русской драме принесла мне совершенно новые ощущения, потому что я почувствовал, с кем работаю. Ведь когда Паулс играет на сцене, от него заряжаешься такой энергией… словно крылья за спиной вырастают! – признается Евгений Шур.

Кроме того, выяснилось, что Маэстро – человек с тонким чувством юмора. Когда он с очень серьезным лицом шутит, то все катаются от смеха. В мюзикле «Керри» был такой эпизод, когда на сцену выходил мясник – муж старшей сестры Керри («Его играл Евгений Иванычев, он же, кстати, играл роль моего отца в фильме «Открытая страна» – вот как все переплетается!») и Паулс исполнял на рояле мрачную-мрачную мелодию. Она как бы сопровождала каждый выход мясника. А однажды Маэстро вдруг заиграл вместо этого… похоронный марш. Жестокая шуточка! В зале ее почти никто не заметил, а на сцене артисты и музыканты чуть не падали со смеху!

- Театр и закулисная жизнь – это как болезнь. Наверное, если заразился, то уже не излечишься. Даже когда мои спектакли в Русской драме не шли – а был такой период – я все равно приходил за кулисы, сидел в служебном кафе, общался с актерами, которые уже все знают меня как облупленного, а я – их… Надеюсь, что меня ждет еще какая-нибудь работа с Паулсом в театре, что он не завяжет с музыкой, хотя вся время грозится. Что еще мне очень нравится в театральной среде, так это то, что там нет такого «друг-друга-ненавистничества», какое есть в шоу-бизнесе!

Именно на сцене Русской драмы пару лет назад с большим успехом прошли презентация диска Евгения Шура «Живу мечтой» и два его сольных концерта. Первый прошел как во сне. Только на банкете, когда его поздравляли друзья и коллеги, Евгений понял, что концерт-таки закончился.

- Не важно, сколько лет я на сцене, но перед каждым выходом руки у меня немножко трясутся. Организм конкретно боится, что я его чем-нибудь удивлю. Но я совершенно точно знаю, что нужно изнутри себя, из самой души все выплеснуть в зал – и только так получишь отклик. В концертах это самая великая вещь. Если тебе есть что сказать публике, то выходи и говори. А если нечего сказать, то сиди дома. На сцене ты должен отдать что-то слушателю и потом только получить взамен. Никогда не бывает наоборот. Сначала ты отдашь, а потом – тебе. Жизнь можно построить только на любви, на хорошем отношении к людям. И никакой агрессии. Это то, что я хочу передать людям, когда выхожу к микрофону…

18.02.2006 , 10:05

chas-daily.com


Написать комментарий