Даугавпилсский бард Виталий Михайловский: «В детстве был жутким хулиганом…» 12

Оказывается, чтобы зарядиться морем оптимизма, было достаточно в минувшую субботу побывать на творческом вечере даугавпилчанина Виталия Михайловского – поэта, исполнителя авторской песни.

Эта встреча, организованная совместными усилиями Латгальской центральной библиотеки и обществом «Краеведы Латгалии», сломала все традиции проведения подобных мероприятий. Вопреки всем канонам Виталий не знакомил присутствующих со своим «творческим путем» и вообще ничего не рассказывал о себе. Он шутил, читал замечательные стихи, душевно пел песни – и невозможно был к нему не присоединиться.

Михайловский пел для друзей и знакомых – всех, кого рад был видеть в этот вечер. Он пел для самых дорогих людей: матери, жены и дочерей, для «огнеборцов»-пожарных Олега Денисова и Владимира Филиппова, художника, историка и «пацифюги» Григория Михеева, – для тех, кого можно объединить одним емким словом «единомышленники».

Виталий был искренним и открытым, хотя вначале слегка слукавил, что его «песни колючи и хорошо звучать могут лишь у костра». Не прав был автор: его песни прекрасно звучат в любом месте и в любой аудитории, потому что они делают людей чуточку лучше, добрее.

- Виталий, несколько слов о себе.

- Мне 44 года. Родился в Даугавпилсе в семье театральных служащих Виктора Филипповича Михайловского и Людмилы Григорьевны Ященковой. В молодости мои родители работали в Театре музыкальной комедии в Бобруйске: отец был актером, а мама пела в хоре. До призывного возраста считался болезненным ребенком, но решил, что нужно стать здоровым и самостоятельным. И упорхнул из-под маминого крылышка. Потом в жизни было много всякого. Началось настоящее взросление. Освоил три военных и несколько гражданских специальностей. Пытался найти себя. Много лет работал в охране, но творчество всегда было со мной.

- В детстве были послушным ребенком или хулиганом?

- Мама подсказывает: я в детстве был жутким хулиганом.

- Когда впервые выступили перед публикой?

- Первый раз я вышел на сцену, когда мне было восемь лет, во время школьных каникул. Был традиционный концерт в доме культуры обувщиков, где пела тогда моя мама. Я должен был исполнить «Солнечный круг». Ну и, как все «великие люди», забыл текст. Окружающие стали мне подпевать. Музыка всегда была в моей жизни – она мне помогала. А инструмент я взял в руки, когда занимался в театральной студии: мой герой играл на гитаре, пел песни Высоцкого – пришлось входить в образ. Мне было 15 лет. С тех пор с инструментом не расстаюсь, та и иду «с песней по жизни». Мне нравятся мелодичные и содержательные песни – чтобы и текст, и музыка «строить и жить помогали» и душа разворачивалась.

- На Вашем вечере звучало много песен Александра Розенбаума…

- Я воспитывался на песнях Розенбаума. Тогда у нас дома не было магнитофона. Если кто помнит – была радиоточка с одной программой на латышском языке. Были и передачи, в которых звучала русская музыка. Вот ее я и слушал. Потом, когда мы с ребятами подросли (нам было лет по 16-17), мы стали играть ее во дворе. Песни передавали «из уст в уста», потому что магнитофоны были не у всех. Вот и получилось, что я взрослел вместе с песнями Розенбаума. Помните его раннее: «Написала Зойка мне письмо, а в письме два слова: «Не скучай…». Я вместе с ними стал расти и от приблатненных песен дорос до «Подари, Господь, Мелодию»…

- У Вас ведь есть еще одно замечательное увлечение – книги, которые Вы восстанавливаете, возрождаете. С чего все началось?

- Реставрация – это специфический профессиональный термин. А поскольку сам я – «из народа», самостоятельно учился ремонту книг, то стараюсь слово «реставрация» не использовать. Мы говорим о «втором рождении» книги. Здесь, в библиотеке, состоялась выставка, на которой были представлены «ожившие книги» в кожаных переплетах, фанерных обложках – и было показано, какими книги были до ремонта.

Все началось со школьной библиотеки, вернее, с кружка по библиотечному делу, где нас учили, как ремонтировать книги и хранить. Помню, библиотекарь моей 2-й средней школы Таисия Васильевна наставляла нас: «С книгой нужно не только дружить, но и заботиться о ней. Только тогда жизнь книги будет долгой».

- Что из книг возрождаете сейчас?

-В основном, восстанавливаю книги церковные, гражданских книг гораздо меньше. Но мне с детства нравится работать со всеми книгами. Я очень много читал. Сейчас работаю над церковной книгой – молитвословом 1911 года. Эта будет храмовая книга. К счастью, книга была целой. Бывает, что книги нам приносят в буквальном смысле в кулечке, в виде остатков страниц с кусочками обложки. «Восстановите так, чтобы было красиво», – говорят. На очереди еще несколько церковных книг. И предстоит совместная серьезная работа с Латгальской центральной библиотекой: будем восстанавливать книгу 1740 года.

- С чего началось Ваше увлечение работой с самоцветами?

- С деревянных четок. Потом попробовал сделать четки из натурального камня – получилось. Попробовал создавать бусы, украшения из полудрагоценных камней. Увлекся. Сейчас делаю украшения, сувениры, подарки уже как профессионал, как ремесленник.

- Какому-то камню отдаете предпочтение?

- Самый необычный камень – горный хрусталь. Он прозрачный, как лед – в отличие от алмаза, который, пока не огранишь, выглядит достаточно неприглядно. А вообще, камни для меня все хороши, потому что они – это душа планеты. Они формировались миллиарды лет, во что многим людям трудно поверить. Поэтому каждый камень хорош, и привлечь к себе внимание может даже лежащий на обочине дороги булыжник. К нему отношусь с большим уважением. Камни всегда влияют на нас, всегда нам помогают. Ничто, созданное Богом и Природой, не может навредить человеку. И тот, кто выбирает себе камни, пусть не стесняется: взяли в руку камень, понравился он вам – носите на здоровье. Договаривайтесь с камнем, как с кусочком планеты, кусочком живой природы – и все у вас получится.

- Чем дорожит в жизни Виталий Михайловский? Ради чего стоит жить?

- Виталий Михайловский сказал бы: жить надо для всего – для дыхания и взросления, для дождей и снегопадов, для людей, для того, чтобы продлить себя в своих детях, в своем творчестве. Жить нужно для того, чтобы раскрыться, как раскрывается бутон. Он растет, растет, а потом – бац! – и раскрылся в одно мгновение. Жить надо не ради чего-то конкретного – ценности внутри нас. Что мы способны ценить – то и будет ценным, что мы способны видеть – «имеющий глаза да увидит». Но самое важное, пожалуй – быть честным с собой.

- О чем мечтаете?

- Сразу трудно сказать. Конечно, есть какие-то цели, задачи, но вот так, чтобы мечтать… Мечтаю о добре в глобальном масштабе. Если люди станут чуточку добрее, то мы будем чаще улыбаться. Если будем чаще улыбаться, то будет меньше хмурых лиц. У женщин разгладятся морщины, мужчины тоже изменятся в лучшую сторону. Выходя на улицу, мы будем видеть улыбки. Такие люди запрограммированы на счастье.

Для самого себя хочу тоже стать добрее, искреннее. Жить и чувствовать себя, «едва касаясь носочками пола». Чтобы душевная легкость, чуткость и чувство полета присутствовали и в обыденных делах, и в творчестве, в мыслях и в жизни.

30.10.2016 , 05:05

Наталия Салагубова , Gorod.lv


Написать комментарий

Хулиганы-они всегда НАСТОЯЩИЕ, искренние, чувствующие - до слезинок, до мурашек...Прочитала-и светло на душе стало!
Искренне желаю Виталию ЖИТЬ, «едва касаясь носочками пола»...(лучше и не скажешь, поэтому и повторилась)

Бог и Природа в одном флаконе, это уже не христианство. Это уже пантеизм.

Творец всего сущего и вседержитель у русских Род.
При нём, при Роде, и приРода. Ибо Род Создатель.

" Я воспитывался на песнях Розенбаума" ------ похоже с тех пор Там и "завис".... Вроде и "я очень много читал".....Парадокс!

Для потехи хватает и одного Мерзского.Тот тоже корнями около Бобруйска.

Почему комменарии скрыты?

Для потехи хватает и одного Мерзского.Тот тоже корнями около Бобруйска. Кантор местной синагоги

Кантор, вы не знаете Сотника, так и помолчите. Тут параллель с Винцковичем просто неуместна.

Почему комменарии скрыты? Елена

Скрытые комменарии дело рук самих комменаторов.

Виталий хороший человек , плохие люди Розенбаума не слушают , а уж исполнять....

Виталий хороший человек , плохие люди Розенбаума не слушают , а уж исполнять.... " оптимист "

Розенбаума чтить - себя не уважать.

Виталий хороший человек , плохие люди Розенбаума не слушают , а уж исполнять.... " оптимист "

Нормальный пацан Сотник! При упоминании его имени и сейчас гуцулы Приднестровья забиваются под лавки. Только не тебе об этом судить, прошмандовка эйгимовского разлива.

В наше время популярные только бандитские песни и кумиры бандиты... Такие наши нравы, даже Россия на правительственном уровне в мировой политике ведет себя как банальные бандиты!

Написать комментарий