Летающие в воздухе

Рижская группа брейк-данса Camelot в своем теперешнем составе существует года полтора. Минувшим октябрем команда заняла восьмое место в чемпионате мира по брейк-дансу и теперь готовится взять более высокое место

Рижская группа брейк-данса пробилась на очередной чемпионат мира

«Камелот» – звучит красиво

Брейкинг! Первая реакция: зна-аем, это неряшливые парни, крутящиеся на картонных листах у «Макдональдса». И кепка, куда монетки бросать. Я тоже так думал, пока не познакомился с парнями из «Камелота». В его составе восемь би-боев от 20 до 26 лет. На тренировке было пятеро. С ними и состоялся у «Часа» разговор.

- Почему название такое? И как все началось?

Ну как же, это ведь круглый стол короля Артура. Вот и сейчас мы тоже сидим в кругу, общаемся. И ни у кого нет никаких тайн. «Камелот» – и смысл есть, и звучит красиво.

Сначала была команда New Shaolin Style. Состав в ней со временем менялся, и постепенно пришли те, кого вы видите сейчас. Мы придумали новому составу новое название.

…Ребята съездили на чемпионат мира Battle of the Year как зрители, где получили заряд вдохновения и поняли: для того чтобы Латвия туда пробилась, нужно вкалывать всерьез. Несколько человек, танцевавшие в Gang Breakers, пришли в «Камелот» обсудить ситуацию… Начали работать вместе, стали прогрессировать.

- Брейк, мне кажется, в Латвии не очень развит. Или я ошибаюсь?

Была очень большая волна в 2000- 2002 годах. Но потом как-то все выдохлось, перегорело. Сейчас число команд на соревнованиях в Латвии медленно, но идет вверх. И уровень повыше стал.

- А в мире?

Очень сильно развилось, брейкинг стал настоящим молодежным движением. Это же активный образ жизни, здоровье. Молодежь всегда к этому тянется. Да, сложно, не каждому дается, но успех этого дела несомненен.

Одна команда

…В «Камелоте» царит дух коллективизма. Но ведь так не бывает, что в команде все лидеры. Удалось выяснить, что Анатолий Cолдатенко (ник Удав) – организатор, чьи способности узнать, пробить, договориться никем не оспариваются. Он самый старший в группе, женат, недавно стал папой – родилась дочка.

Забота Алексея Розита (Шаман) – подбор музыки, изготовление и сведение фонограмм. Дизайнерскими делами он занят вместе с Евгением Чернициным (Черт): изготовление визиток, плакатов – по их части. Сейчас Женя разрабатывает камелотовский сайт.

Роман Карасс (Ромас) – «движок» команды. Остальные… у каждого своя задача: определенные фишки, движения, конкретные детали танца, которые никто другой не делает (или делает не так хорошо).

Дополняя один другого, мы создаем свой общий командный стиль, – объяснили мне ребята. – Каждый силен по-своему и в своем. Сила каждого сливается в одну общую силу. Тогда получается эмоциональный взрыв. Убери одного – станет слабее вся команда.

Главное – импровизация

«Камелот» – самая сильная группа не только в Балтии. Во всяком случае, на минувшем чемпионате мира Battle of the Year именно она представляла Северную Европу.

- Как вам это удалось?

Мы прошли два отборочных тура. Первый – на Кипсале, для латвийских команд. Три или четыре лучшие поехали в Польшу, где участвовали хозяева, Чехия, Словакия и наши соседи по Балтии. Только одна команда-победитель могла поехать на мировой чемпионат… Мы и поехали. Еще получили приз The Best Show – за хореографию и артистизм.

В немецком Брауншвейге на чемпионате мира выступали 20 команд. Мы стали восьмыми.

- Первые, наверно, черные ребята?

Нет, сегодня в топе азиаты. Корейцы в основном. Рулят они очень хорошо. За счет чего?.. Учились у американцев. Посаженное зерно выросло. Они берут техникой. А кто-то делает упор на танец, хореографию, обыгрывает музыку. Мы стараемся делать и то и то – находить золотую середину. «Камелот» из Латвии уже знают – мы заметно отличаемся стилистикой от других команд.

Многие элементы исполняем на мировом уровне. Алексей свечу делает – 13- 14 оборотов на руке. На видео видели 21 оборот, но это похоже на монтаж. Мы выделяемся различными связками в стайлах. Есть чем удивить публику.

…Оказывается, брейк-дансеры контроль на допинг не проходят. Это не спорт. И за тем, чтобы этот танец не превратился в экстремальный вид спорта, на соревнованиях специально следят. Корейцы грешат именно этим – практическим отсутствием танца. Сразу начинают крутиться.

На тренировках ребята танцуют под всякую музыку, вплоть до «Тату». Главная задача – научиться импровизировать под любую, потому что на соревнованиях не знаешь, что тебе поставят.

Что там диджеи ставят, мы примерно знаем – обычно всякие фанк-хиты. Можем обыграть эту музыку в любой момент. Для этого постоянно пополняем свой музыкальный багаж.

- А если со своей музыкой приехать?

Тогда бы все заготовили домашние фишки – никакой индивидуальности. А так ты должен подстроиться и импровизировать. Диджей может и «скретчить», и вообще остановить музыку – важно, как ты среагируешь.

- Как много вы тренируетесь?

Летом пять дней в неделю, часов по шесть. Практически ежедневный труд.

Бросить брейк – все равно что бросить жить

- Тогда на что вы, молодые крепкие парни, живете?

Последнее время нас спонсируют компания Red Bull и фирма Kronus. Помогают двигаться вперед, за что мы им благодарны.

А в частной жизни – кто-то преподает танцы, кто-то работает на мебельной фирме или на том же «Кронусе» плюс выступления. Стараемся больше выступать на людных мероприятиях – больше драйва. Можно было бы склепать несколько шоу-номеров и с ними зарабатывать по клубам, но мы хотим расти.

- Вам не кажется, что тело – инструмент ограниченный?

(Подумали.) Все же – неограниченный. Думаешь: нет, это сделать невозможно. Проходит год-два – уже кто-то делает. Да и то, что мы сейчас исполняем, года два назад казалось нереальным.

- Как приходят в брейк?

Путь у всех похожий: увидел, захотелось самому, попробовал, втянулся.

- А бросить трудно?

В ответ – смех. Янис Берзиньш подводит черту:

Это как бросить жить.

… Camelot уже пробился на очередной чемпионат мира, который состоится в октябре и снова пройдет в Брауншвейге. У брейкеров есть термин «батловать» (от battle – сражение, битва) – когда две команды одновременно сражаются за победу. В Швеции, где Red Bull устраивал чемпионат, рижане положили на лопатки лучшие финскую и шведскую команды. Затем в Польше в «батле» с тремя польскими командами снова стали победителями.

P. S. Остались за кадром: Янис Радзиньш (Кермит), Михаил Семенякин (Аптекарь), Марек Белоус (Маркиз), Сергей Вартанов (Вартан).


Брейк-данс как ответвление хип-хоп-культуры, появился в США в конце 60-х и носил название Good Foot – по названию песенки Джеймса Брауна, которую он пел, приплясывая. И пошла эпидемия… Идея: будем мочить друг друга не битами, а танцами на куске картона. Уличные танцоры, преимущественно черные Бронкса, называли себя break boys (b-boys). Танцевальные «бригады» контролировали территорию Нью-Йорка и выступали каждая на своем перекрестке. Каждая хотела быть круче других.

Выдающейся командой жанра стала Rock Steady Crew, впитавшая все направления брейка. С ними соперничали NYC Breakers. Их ритуальные «битвы», снятые на пленку, облетели мир и всколыхнули массы подростков.

Брейк-данс включает в себя ряд базовых движений. А его красота во многом заключается в связках – надо перейти с одного элемента на другой, не теряя ни в скорости, ни в видимой легкости. Чем больше связок за раз, тем круче.

Некоторые считают брейк-данс болезнью (шутка!).


Написать комментарий