Чего хочет власть?

Приближается 23 августа, и некоторые, мучимые фантомными историческими болями, латвийские политики снова начнут подступать к России с требованиями. Чего требуют? Наивные идеалисты считают, что эти люди хотят исторической справедливости, циники - просто денег. Думается, ошибаются и те и другие.

Зачем мы требуем компенсаций от России

Нет, от 40 (60?) халявных миллиардов никто бы не отказался, но ведь тут как в том старом анекдоте «кто ж их даст?». К тому же наши великие хозяйственные организаторы из дома с колоннами на бульваре Бривибас уже наглядно показали, что даже с одним миллиардом евроинвестиций никак разобраться не могут – где уж тут с десятками справиться. Или передерутся окончательно, или в ступор впадут – не застраивать же всю Латвию «замками света» и концертными суперзалами? А на что-то более нужное, похоже, просто фантазии не хватает. Не стоит также забывать, что любые более-менее серьезные деньги, попав в нашу страну, давно, со времен приснопамятного кредита G-24, приобрели свойство по большей части куда-то «уходить не прощаясь»…

Но дело даже не в этом, просто когда действительно хотят получить от кого-то денежные компенсации, ведут себя совершенно иначе. Не важно, идет речь о претензиях к соседу по дачному участку или к иностранному государству. Любой мало-мальски подготовленный адвокат скажет вам, что сначала надо запастись документальными доказательствами и поточнее подсчитать сумму, на которую претендуешь, иначе о чем вообще речь вести? Потом выбрать подходящий момент и обсудить этот вопрос с соседом в спокойной обстановке с глазу на глаз. И уж если никакие попытки решить проблему по-доброму не проходят, подавать в суд. Попутно, конечно, можно и пошуметь-пожаловаться, пытаясь склонить на свою сторону сочувствие публики.

С чего начала Латвия? Не имея даже приблизительной оценки «исторического ущерба» (пресловутую комиссию по подсчету создали только после нескольких лет публичного муссирования этого вопроса на разных уровнях) и юридического обоснования претензий («факт оккупации» на международном уровне никем не признан и существует лишь в воображении латышских политиков), постоянно то один, то другой деятель становится в «третью позицию» и начинает истерично требовать какие-то несусветные миллиарды. Стоит ли после этого возмущаться реакцией руководства России?

Учитывая такой совершенно недипломатический способ выдвижения претензий, эмоциональный лидер соседней страны мог посулить в ответ еще менее литературную часть тела известного вьючного животного…

Так чего же на самом деле хочет Латвия, точнее, ее нынешнее руководство? Ничего конкретного не хочет, просто выполняет указание заокеанского «старшего брата» – быть постоянным раздражителем для своего восточного соседа. На серьезную головную боль вроде украинской такая позиция, конечно, не тянет, даже вместе с усилиями балтийских подруг по претензиям, но с ролью занозы в известном месте вполне справляется. Это что же, кроме перевалочной базы на пути «экспорта демократии» – единственная функция, которую отвели нашей родине Латвии в международной политике?

21.08.2006 , 11:25

chas-daily.com/


Написать комментарий