Правительство не может справиться с инфляцией

Значительнее всего за прошедший год подорожали продукты питания и "домашние" услуги — тепло и водоснабжение, электричество, вывоз мусора и тому подобное. В целом за год жизнь стала дороже на 6,8%. Банковские аналитики, а также госчиновники оказались неприятно удивлены сей цифрой — все ждали, что рост потребительских цен будет несколько ниже.

Равнение на повышение

Прогнозы по годовой инфляции в декабре прошлого года были в районе 6,4—6,5%. Статистика перехитрила всех и выдала цифру в 6,8%. Именно настолько подорожали товары и услуги. Причем, как
объясняют в ЦСУ, значительнее всего выросли цены на быт — продукты питания и коммунальные услуги. За год теплоэнергия подорожала на 18,1%, газ — на 15%, твердое топливо — на 15%, вывоз мусора — на 16,4%, водоснабжение — на 11,7%, услуги канализации — на 16,8%, электроэнергия на 6,7%.

Учитывая, что в нашей стране планируется дальнейшее повышение административно-регулируемых цен, глава ЦСУ  Айя Жигуре не делает слишком оптимистичных прогнозов по инфляции в новом году. По ее словам, наступивший год мы можем закончить с инфляцией около 6%. Что касается продуктов питания, то цена поднялась практически на все — значительно подорожали овощи, хлебобулочные изделия, сладости, фрукты, напитки. Рост стоимости алкоголя и табака объясняют новым акцизом, а общее повышение уровня цен — тем, что мы все ближе к Европе. Правда, печально, что равнение с Европой идет не в категории доходов, а в части расходов.

Если говорить о положительных моментах, то продолжают дешеветь телекоммуникационные услуги, а также разного рода техника. В общем, откладывать деньги на покупку компьютера или фотоаппарата очень даже выгодно.

Удивительное рядом

Латвийские чиновники оказались немало удивлены озвученным вчера показателем. “Инфляция должна была быть ниже, — потребовал премьер Айгар Калвитис, но тут же нашел повод для облегченного вздоха: — зато темп роста цен медленнее, чем в 2005 году. А в высокой инфляции виноват рост цен на энергоресурсы”. Да и правда, мы делаем успехи: в декабре 2005-го годовая инфляция была 7%.

Министр экономики Юрис Стродс тоже ждал цифру пониже. “Но мы добились того, что цены в этом году растут медленнее. И вообще, важнее экономический рост народного хозяйства, при котором инфляция неизбежна”, — оправдался он. Кстати, Минэкономики прогнозирует, что 2007 год мы закончим с инфляцией не выше 6%.

В центробанке страны опять списали все на высокий внутренний спрос. Но, как объяснил пресс-секретарь Банка Латвии Мартиньш Гравитис, если высокая инфляция продолжит держаться на нынешнем уровне, это серьезно повредит экономике страны. Поэтому важно, чтобы правительственная группа по обузданию инфляции придумала способ стабилизации экономической ситуации в стране. Без вмешательства политиков, уверен Гравитис, снижение темпов инфляции в ближайшее время нереально.

Министр, нажми на тормоза

Как все же остановить рост цен? Экономист Райта Карните агентству LETA рассказала, что надо ограничить рост заработных плат в государственном секторе. Уже сейчас, согласно данным официальной статистики, доход занятых в госаппарате где-то на 21% выше, чем в частном секторе. Правительство же снова объявило, что намерено повышать зарплаты чиновникам, не говоря уже о регулярных раздачах премий. Частный сектор вынужден следовать за правительством посредством как легальных, так и нелегальных способов, иначе работников в цехах и на стройках не удержать.

Аналитик из Hansabanka Лия Страшуна отметила, что нежелание правительства вовремя решать проблемы роста цен привело к тому, что инфляционные ожидания только укоренились.

А бороться с ними гораздо сложнее. Допустим, когда цены на газ достигнут европейского уровня и подниматься не будут, связанные с газом продукты все равно будут дорожать именно из-за укоренившейся привычки ждать очередного повышения цен.

С просьбой оценить последние показатели инфляции Телеграф обратился к руководителю ЦСУ Латвии Айе ЖИГУРЕ.

— Говорят, что высокая инфляция — это побочный продукт быстрого развития экономики страны. Так надо с ней бороться или само пройдет?

— Я не хотела бы говорить — “надо бороться”. Но то, что надо анализировать ее причины — это точно! И то, что сейчас для этого собрана правительственная группа, в которую входят представители министерств и общественных организаций, это очень хорошо. Таким образом, проблема будет рассмотрена с разных сторон. И если будет решено, что надо что-то ограничить, то это будет сделано. Но пока мы не знаем, какие именно отрасли виноваты в высокой инфляции, было бы неразумно, допустим, вводить новые налоги или какие-то другие ограничения.

— Какого рода могли бы быть эти ограничения?

— Пока этого сказать нельзя — надо ждать заключения рабочей группы, потому что аспектов очень много. Ведь есть сферы, где и так жесткая конкуренция. И там уже ничего ограничивать нельзя.

А есть те, где очевидно, что конкуренция недостаточная.

— А как, по-вашему, рабочую группу собрали не слишком поздно? Ведь высокая инфляция у нас уже не первый год…

— Этим летом казалось, что инфляция сама по себе пошла на убыль. И многие посчитали, что не нужны никакие дополнительные меры для борьбы с ростом цен. Сейчас, когда стало ясно, что цены снова пошли вверх, было принято решение создать правительственную группу. К тому же нельзя забывать, что инфляция компенсируется жителям повышением заработных плат и разного рода социальными гарантиями — индексацией пенсий, пособиями для молодых мам и так далее. Так что все идет как надо и в правильном направлении.

— Когда, согласно вашим прогнозам, в Латвии произойдет введение евро, которое откладывается как раз из-за высокой инфляции?

— Очевидно, что пока мы не сможем выполнить Маастрихтские критерии. Но я думаю, что 2010—2011 годы — это вполне реальный срок перехода на евро.


Написать комментарий