Алфред Рубикс: «Пришло время объединяться!» 1

К «Центру согласия» присоединилась Социалистическая партия. Об этом шаге и будущем Латвии «Час» беседует с лидером СПЛ Алфредом Петровичем Рубиксом.


«Согласие – не значит соглашательство!»


- Алфред Петрович, почему вы решили присоединиться к партии «Центр согласия»?

- Если партия сегодня желает чего-то добиться на политической арене, ей нужно искать возможность для объединения. Попытки объединяться были и раньше, но они носили разовый характер – перед выборами объединились, а потом разбежались… Я часто встречаюсь с избирателями, и они говорят, что помнят, какой успех мы имели, когда состояли в объединении (имеется в виду объединение ЗаПЧЕЛ образца 1998 года – когда в его состав входили Соцпартия, Партия народного согласия и «Равноправие» – В. Р. ).

После распада старого ЗаПЧЕЛ стало ясно – в одиночку невозможно ничего добиться. Лозунги вроде «Русские идут!» и «Латыш, не сдавайся!» ни к чему хорошему привести не могут. Русские и латыши обречены жить на этой земле вместе. Не надо делать упор на национальности.

В «Центре согласия» мы нашли близких по духу людей. Согласие – это очень важно. Нам его не хватает. Это слово некоторые толкуют как «соглашательство». Но это не так!

Конечно, у Соцпартии и «Центра согласия» есть различия в программах. Некоторые политические организации, входящие в состав объединения, придерживаются более либеральных позиций в экономике, нежели мы, у них иные взгляды на развитие страны, общества. Но у нас немало общего.

Мы не готовы к ЕС


- Ваша партия была против вступления Латвии в ЕС, а ПНС, ставшая основой «Центра согласия», наоборот, за….

- Да, мы выступали против вступления Латвии в ЕС, но при этом подчеркивали, что Соцпартия не против интеграции Латвии в это большое хозяйство. Нам не нравится лишь то, что Латвия вступает туда неподготовленной. В итоге мы оказались правы. Вступить вступили – а что дальше? Мы даже Конституцию ЕС на латышский язык не смогли грамотно перевести – кучу ошибок наделали. Многие документы ЕС не переведены и по сей день. Это ненормально. Наши соседи – Литва и Эстония – в этом плане добились больших успехов.

Латвия оказалась самой бедной, неустроенной страной в ЕС с неясной перспективой. Правительство не в состоянии разработать план развития на ближайшие 15- 20 лет. В газетах писали, что существует около 800 проектов – а нужен всего один. Но его нет.

А вся эта комедия с европейским бюджетом? Калвитис, бедненький, ночь не спал, пытаясь выбить из англичан побольше денег для Латвии. А деньги, которые были выделены в этом году, мы смогли освоить только на 76%. Я не против того, чтобы Латвия получала эти средства, но ведь их надо использовать.

Мне интересно знать, во сколько нам обходится администрирование этих денег? Министр земледелия  Мартиньш Розе как-то сказал, что этим занимаются 300 человек. Я как избиратель могу допустить, что над ними нужен неустанный контроль.

А как в Латвии распределяются эти средства? Латгалия, которая занимает около 20% территории страны и где проживает 16% населения, получила всего-навсего 7% этих денег. О каком выравнивании можно говорить! Большинство денег оседает в Риге. Нечего удивляться тому, что все уезжают в Ирландию.

- Покидая ПНС, основатель партии Янис Юрканс заявил, что латышское общество еще не готово к идее согласия…

- Я высоко ценю Яниса Юрканса как политика и мне очень жаль, что он ушел в тень. Надеюсь, что он вернется. Но, думаю, с этим выводом он немного поторопился. Что это за фразы «Мой последний бой», «Лебединая песня»? Эмоции захлестнули.

Национальная карта опасна


- Вас не настораживает, что у нас сейчас более популярны партии, придерживающиеся жестких взглядов в национальных вопросах?

- Национальную карту разыграть легко. Эта струнка в людях очень чувствительна. Но это пройдет – люди хотят жить в согласии. Посмотрите, ведь в обществе не возникает драк на национальной почве. Дерутся политики.

Наша задача – не допустить противостояния. Мы помним, к чему привели национальные распри в Карабахе, Узбекистане, Югославии. Недавние события во Франции показали, насколько болезненным может быть национальный вопрос. Не хочу, чтобы это повторилось в Латвии.

- Когда в Латвии перестанут голосовать по этническому принципу?

- Нужна смена поколений. Сейчас мы живем в обществе, где очень большая часть (я имею в виду старшее поколение) чувствует себя обиженными, ущемленными, оскорбленными. Все то, что они создавали после войны, находится в запустении. Где заводы «Радиотехника», «Альфа», ВЭФ, «Саркана звайзгне»?

А борьба с коррупцией в нашей стране? Это же смех! Никто с ней не борется. Власть имущим бы не критиковать Лукашенко, а съездить и поучиться у него борьбе с коррупцией. Надо, чтобы наша верхушка была, как раньше говорили, с горячим сердцем и чистыми руками. А порядочных людей я среди них пока не вижу.

Левым трудно объединиться


- Что мешает левым политическим силам выступать единым фронтом?

- Когда я находился в заключении – а прошло уже почти девять лет с тех пор, как я вышел из тюрьмы, – я думал, что кто-то специально делает так, чтобы левые политики не объединялись. Когда я освободился, то попытался исправить ситуацию. Соцпартия вступила в ЗаПЧЕЛ. Но тогда я понял, что не так уж это просто – быть в объединении. На словах вроде все вместе, а на деле каждый тянет одеяло на себя.

- Как вы оцениваете место молодежи в обществе?

- Меня беспокоит, что молодежь сегодня растет более агрессивной и не включается в политическую борьбу. Молодые люди охотнее присоединяются ко всяким почти экстремистским организациям. Вот новая латышская национальная партия создается – там много юношей. Гарда и его команда уверенно себя чувствуют в стране. Вы не обратили внимание, что в Латвии книги о Гитлере издаются? Это опасный путь.

Как выглядит толпа молодых людей, которые идут из школы или из института, – на пути им лучше не попадайся – затопчут. Я уж не говорю о том, чтобы уступили место в трамвае! Это нереально.

- Как вы можете прокомментировать решение об аресте чернокожего нацбола Бенеса Айо? Пресса уже назвала его первым политзаключенным Латвии XXI века…

- Наша партия приняла заявление в защиту Бенеса. Это человек эмоциональный, но грамотный. Он многое понимает правильно, но иногда забегает вперед паровоза, полагая, что выкриками и лозунгами можно чего-то добиться. Осудив его и приговорив к реальному заключению, власти хотели запугать молодежь. Это неправильный путь. Бенес не опасен. Но он может стать той искрой, которая зажжет пламя.

Куда больше оснований было бы посадить в тюрьму таких людей, как Айварс Гарда, который выступает с профашистскими идеями, или Кирштейнс. Эти люди ведут себя как экстремисты, их деятельность вредит Латвии. Каких латышей они защищают? Латвия полна нищих латышей! Пусть наши политики походят по улицам и пообщаются с бомжами. Они увидят, что среди них половина – латыши. Каждый день, когда я иду на работу, меня приветствуют местные бомжи. Вот проблемы, которые надо решать. А не искать всякие мифические угрозы…

28.12.2005 , 10:05

chas-daily.com


Темы: ,
Написать комментарий

vladislav ja s vami nemnogo znakom no vi menja navrjatli pomnite ja znaju 4to vi bili i ostojotes horowim 4elovekom edinstvomenoe 4to mne zal mne, moi otec hotel s vami poznakomitsja i o mnogom pogovorit.