Мифы от кутюр

Политолог Илзе Островска не упускает возможности представить себя независимым экспертом. Однако от внимательного читателя «Часа» не ускользнуло ее желание в интервью 3 января уйти от ответа на один простой, но очень важный вопрос.


Когда ее спросили, не является ли позиция ТБ/ДННЛ в вопросах гражданства, языка и образования позицией других латышских партий, которую те не решаются или не считают нужным озвучить самостоятельно, она заговорила совсем о другом:

- Поскольку у нас еще есть объединение «Вису – Латвияй», – сказала г-жа политолог, – то «тевземцы» еще далеко не самые радикальные. Настоящие националы ориентируются не на ТБ/ДННЛ, которые для них являются чуть ли не предателями. Это все мифы русской прессы…

Русскую прессу только ленивый не упрекает в мифотворчестве. Но, похоже, совет одного профессора черной магии не пропал даром. Местные политологи подобное лечат подобным. Борьба с мифами осуществляется ими путем внедрения в массовое сознание других мифов.

Лично мне безразлично, кем считают тевземцев «настоящие националы». Те и другие делают одно дело, только разными методами. А прочие латышские партии в Сейме им подыгрывают.

Более того, «Новое время» и Народная партия буквально состязаются друг с другом и с ТБ/ДННЛ за честь прослыть истинными борцами за «латышскую Латвию». Одна история с декларацией к договору о границе с Россией чего стоит. Однако для Илзе Островской тевземцы не радикалы и существуют только потому, что существует ЗаПЧЕЛ.

- Если бы ТБ/ДННЛ не было, его создание должно было бы профинансировать объединение ЗаПЧЕЛ, – уверяет она читателя, – и наоборот: если ЗаПЧЕЛ исчезнет, то существование ТБ/ДННЛ будет под вопросом.

По мнению Илзе Островской, «обе эти партии функционируют во многом благодаря своему противостоянию». Вот какими историями кормят читателя «независимые» эксперты!

Тот факт, что объединение ЗаПЧЕЛ возникло значительно позже ТБ/ДННЛ именно как реакция на неспособность и нежелание латышской политической элиты считаться с интересами нелатышей, г-жа Островска игнорирует.

И с исчезновением ТБ/ДННЛ ничего не изменится в политической жизни страны. «Тевземцы» – известные провокаторы, но и без них в рядах «латышских» партий имеются те, кто с успехом заменит этих «чуть ли не предателей». Другие «латышские» партии и без тэбэшников будут разыгрывать национальную карту.

Во-первых, для того, чтобы отвести от себя критику за просчеты в экономической и социальной политике. Во-вторых, потому, что этого ждет от них ими же вскормленный и развращенный электорат.

Приведу в доказательство результаты исследования, проведенного SKDS совместно с Балтийским форумом: примерно половина латышей поддерживает негативные стереотипы в отношении русскоязычных жителей Латвии; большая часть латышей не считает их равноценными гражданами; 42 процента опрошенных считают, что нынешнее число русскоязычных угрожает латышскому языку и культуре.

Зная это, можно без труда представить себе, что будет, «если ЗаПЧЕЛ исчезнет». Меньшинства, оставшиеся без политического прикрытия, просто сомнут. Едва ли у «Центра согласия» достанет средств и политической воли в одиночку сдерживать напор справа. А других, сколько-нибудь серьезных политических сил в распоряжении нелатышей не имеется. Если же исчезнет ТБ/ДННЛ, то у ЗаПЧЕЛ хватит работы и на ниве правозащитной деятельности, и в социальной, и в экономической сферах.

Взгляд на ЗаПЧЕЛ как на исключительно протестную силу, зацикленную на национальной проблематике, следует относить к числу наиболее устойчивых мифов. К сожалению, среди русских этот миф распространен ничуть не меньше, чем среди латышей.

Кстати, существование независимых экспертов – это еще один миф. Независимых экспертов не существует, как не существует и независимости вообще. Можно не зависеть от чего-либо или от кого-либо. Но не зависеть вообще – значит не существовать. Илзе Островска существует… Следовательно, она не независима. Но от кого?

06.01.2006 , 10:05

chas-daily.com


Написать комментарий