Какая музыка звучала…

Слова из песни Визбора - «Какая музыка была, какая музыка звучала! Она совсем не поучала, а лишь тихонечко звала...» - кажутся лучшим определением музыки. Передать музыку словами невозможно, можно лишь восклицать восторженно. И никакой навязчивой идеи, порабощающей наши мозги, в музыке быть не может, только зов, призыв, свет надежды, обещание любви... Лучшие рижские концерты 2005 года прошли без помпы, но оставили в памяти особый след.


Единственный спецэффект – отсутствие бабочки


«Служенье муз не терпит суеты», и истинный успех в музыке не сопровождается никакими претензиями, позами, специальными ухищрениями… Владимир Ашкенази, дирижировавший оркестром KREMERata Baltica, покорил публику незамысловатой интерпретацией классики (он играл концерт Моцарта, такой знакомый, что кажется, ноты сами ложатся одна к другой…), сердечной теплотой и легкостью в звучании музыки. Польский пианист Петр Андершевски, выступая жарким летним днем в Национальной опере с симфоническим оркестром SWR Baden-Baden und Freiburg, тоже играл Моцарта – Концерт для фортепиано с оркестром ре минор. Он тоже не экспериментировал, не был занят тем, как преподнести себя залу, но он с такой мощью, сосредоточенностью и душевным трепетом погружался в музыку Моцарта, что, казалось, открывал его нам заново. И казалось, что именно он впервые открывает истинный звук Моцарта, божественно-прекрасный, возвышающий, нежный и прохладный… Единственный эффектный жест, который оба музыканта допускают, – выходя на сцену, они не надевают традиционный галстук-бабочку.

Рок-дедушки


Окунуться в «Аквариум» или пропутешествовать на «Машине времени» во времена своей туманной юности или пионерского детства – это удовольствие гарантировано завсегдатаям концертов Бориса Гребенщикова и Андрея Макаревича. Они приезжают к нам из года в год…. Но ведь приятно же, что есть в жизни неизменные удовольствия! Это совершенно не важно, что гастрольный тур «Машины времени» проходил в поддержку нового альбома – публика была рада старым песням и, подпевая им, погружалась в состояние полного счастья. Значит, «Машина времени» не ломается, работает – никуда не спешит, исправно переносит своих «пассажиров» сквозь толщу времен в атмосферу милого, доброго московского рока. «Аквариум» тоже давно уже существует вне эпох, стилей и направлений. Его неизменный стиль – очень качественная музыка, задумчивые тексты с ироническим подтекстом и честно выполненная работа музыкантов на сцене. Они приедут к нам и в нынешнем. И снова будет аншлаг. И слава богу!

Раззудись, плечо!


А вот ансамбль песни и танца казаков Северо-Запада из Санкт-Петербурга прошлым летом летом выступал в Латвии впервые. Но теперь, конечно, приедет еще. Такого удалого веселья, такого задора мы еще не видели, не слышали. И, конечно, захотим услышать еще раз. 40 человек – оркестр, хор, танцевальные группа, все с яркими костюмами. Танцоры отлично поют, певцы – танцуют. Исполняют песни и танцы запорожских и терских казаков, кубанских и донских… А в песнях – и молодецкий дух, и любовная печаль, и шутка. Лихо!

Такую же настоящую удаль, хоть и не казачью, а панковскую, показали в Риге Эмир Кустурица и группа The no smoking orchestra. Начали с хулиганской выходки – гимна СССР – и закончили веселым беспределом на сцене, когда бас-гитарист Кустурица усаживался на шею вокалисту Нелле Каражличу. Но дело, пожалуй, не столько в фокусах, которыми «некурящие оркестранты» веселили публику (скрипач, например, играл смычком, торчащим из ботинка или зажатым во рту!), сколько в неистовой энергии, которой они заряжали зал. В бешеном, раскованном, но радостном духе музыки. А уж с каким удовольствием в финале публика отплясывала на сцене вместе с музыкантами – знаю по личному опыту.

А также в области балета


Сверкающий след прочертил на наших небесах метеор по имени Фарух Рузиматов. Его выступлением на традиционном вечере балета памяти Мариса Лиепы было настоящим откровением. Настоящим полетом. Его тело невероятно выразительно, воздушно, как пушинка, оно как будто поет… Его прыжок – репетиция полета, он не танцует, собственно, а живет в мире страстей и грез между сценой и небесами… Вот бы еще раз увидеть!

А теперь о главном. Гастроли Майи Плисецкой в Риге в прошлом году на самом-то деле событие даже не из области балета (театра, музыки и вообще искусства) и, уж конечно, не из области шоу-бизнеса. Это событие в культурной истории Латвии и душевной биографии всех и каждого, побывавшего на ее юбилейном вечере в Латвийской Национальной опере. В честь нее танцевали блестящие артисты балета из России, Германии и Литвы. Она сама – живое божество! – танцевала на сцене свой знаменитый танец с веерами. Но главное все же не в этом. А в том, что явила нам в каждом движении, каждом жесте и взгляде (танцуя ли, давая интервью или просто кланяясь публике, исступленно ее приветствовавшей) совершенство красоты, гармонии и одухотворенности. Она выразила в своем искусстве самый дух танца, дух творчества и свободы.

Она заразила нас любовью к этой свободе и восторгом перед этой красотой. И мы, аплодируя и плача от любви, испытали неистовое счастье, которого никогда не узнали бы, не будь ее с нами в этот единственный в Риге вечер. То, что она сотворила, выше любых слов благодарности, которые можно было бы произнести. Мы благодарны. Майя Михайловна, светите всегда!

04.01.2006 , 10:05

chas-daily.com


Написать комментарий