Поющая Эвридика

Замечательной польской певице Анне Герман 14 февраля исполнилось бы 70 лет


Ее летящий зовущий голос остается родным для миллионов людей постсоветского пространства.

Далеко не все в Польше приветствовали любовь певицы к русским песням. Марыля Родович и другие артистки ее просто ненавидели… Предполагаю, что такое отношение окружающих сказалось на ранней смерти Анны. Ведь одно дело физические страдания, другое – если на них накладываются душевные.

Родина польской певицы – узбекский город Ургенч, год 1936-й. В семье бухгалтера хлебозавода Евгения Германа и его жены Ирмы, учительницы русского языка, рождается дочка Анечка. Ее родители – российские потомки выходцев из Голландии и Германии.

Ане исполнилось два года, когда ее отца как «немецкого шпиона» засадили в лагерь, а там и расстреляли. Жену «шпиона» отправили укладывать асфальт. Пришлось им вдвоем поскитаться. Ничего удивительного в том, что когда один симпатичный поляк сделал Ирме предложение, она его приняла. Новый муж вскоре погиб на фронте. Похоронка почему-то не пришла, и в 1946-м мама с дочкой уехали в Польшу – искать мужа и отца…

Не нашли, но прижились во Вроцлаве. Где со временем Анна поступила в университет, на геологический. А там студенческий театр, полусамодеятельные концерты – и желание выбиться.

Постепенно все приходит. Сначала лауреатство на 3-м Международном фестивале эстрадной песни в Сопоте. Там же через год, в 64-м, под проливным дождем она исполняет «Танцующих Эвридик» Катажины Гертнер – первое место. Затем третье место в Сопоте, приглашение в Италию. Успех в Сан-Ремо, хотя и без призового места. Следуют фотосессии и прочая дребедень, за которую платят гроши, считая, что представительнице «соцлагеря» и так сойдет. В 1967-м, на фестивале неаполитанской песни в Виллареджо, у нее уже «Оскар симпатий», то есть приз публики.

Но тут – страшная автокатастрофа: сложные переломы позвоночника, обеих ног, левой руки, сотрясение мозга. Певицу выбросило далеко из машины, ее не сразу нашли, потом отвезли в монастырь, не оказывая помощи. Итальянцы не торопились ее спасать, думая, что все равно помрет…

Вызванные из Польши мать и давний друг певицы Збигнев подняли тревогу, и только тогда Анну перевезли в больницу. Возможно, все это потом тоже сказалось на ее отрицательном отношении к «свободному миру». Неделя в коме, тяжелые операции, затем три года абсолютных страданий. Не каждый выдержит…

Выкарабкавшись из последствий аварии, в 1975 году героическая женщина родила Збигневу сына. Они к тому времени поженились.

В 1972-м начинаются ее гастроли по СССР. Для нее пишут лучшие советские композиторы-песенники. Голос Анны становится воплощением романтической «Надежды».

Советская эстрада, очевидно, показалась ей близкой. Во-первых, знакомый с младенчества родной русский язык. Во-вторых, песни хорошие, душевные (сейчас таких не пишут) – этого тоже не отнимешь. В-третьих, ручаться не могу, но допускаю, что к Герман как «иностранке» в СССР относились с большим пиететом, чем к своим исполнителям.

Простые же люди безо всякого заискивания открывали сердца и души ей навстречу. Когда в 1977-м в студии Анна записывала песню Птичкина «Эхо любви» для фильма «Судьба», оркестр вдруг заиграл невпопад и замолчал. Женщины-музыканты утирали слезы. Как было не отозваться на такое? Именно в русских песнях (советских, не советских – неважно!) она смогла себя выразить максимально. Таким не бросаются…

Между тем последствия аварии давали себя знать. Израненное тело болело. Как-то на эстрадном концерте в Доме культуры им. Горького Анна вдруг запела «Аве, Мария». То была фантастика – зал буквально сходил с ума. А она уже знала, что у нее рак.

В 1980 г. на концерте в Лужниках певица почувствовала настолько острую боль в ноге, что, спев песню, еле дошла до кулис. Турне отменили. Потом она еще пела в Австралии, лечилась, молилась…

Мифическому Орфею не удалось вытащить горячо любимую Эвридику из Аида. Збышеку это удалось только один раз. В 1982году Анна Герман умерла.

14.02.2006 , 10:05

chas-daily.com


Написать комментарий