Парламентарий Эдгар Куцин: “В предвыборный год опять старая песня: «Русские идут?»”

Процесс оптимизации сети средних школ Даугавпилса уже запущен, часть решений по этому вопросу самоуправлением уже принято, часть еще нет. Однако благодаря несогласным с этой идеей жителям, город прославился на всю страну.

На эту тему уже высказались многие высокопоставленные личности, рассматривали этот вопрос и на двух парламентских комиссиях. Эдгар Куцинс, входящий состав комиссии по образованию, культуре и науке высказал свое мнение о происходящем:

Во вторник две комиссии Сейма рассматривали вопрос об оптимизации школ Даугавпилса. Если комиссия по Образованию, культуре и науке уделила этому вопросу всего лишь 30 минут, то Латгальская подкомиссия выслушивала несогласных аж целых 2,5 часа. И здесь более других преуспели национально «озабоченные» кадры, изощряясь друг перед другом, кто больший патриот и доказывали, почему дети, у которых родной язык латышский, ни в коем случае не могут учится вместе с русскоязычными детьми.

Я же попробую выразить своё мнение касаясь двух аспектов: юридического и морального.

Итак, ещё в 2018 году Кабинет Министров принял правила за номером 583 «Критерии и порядок финансирования государством оплаты труда педагогов в учреждениях, предоставляющих среднее образование». Эти правила предусматривают не только критерии качества, «планка» которых поднята достаточно высоко, что несомненно снизит количество поступающих в средние школы, но и количественные критерии. Например, пункт 4.1.1. гласит: для получения госфинансирования, в городах государственного значения (valstspilsētās), коем является Даугавпилс, в каждой школе количество учеников, получающих среднее образование (10, 11 и 12 классы), должно быть не меньше 120 человек. На сегодняшний момент этому критерию соответствуют только 4 школы города. Это значит, что в ближайшем будущем больше половины Даугавпилсских школ из-за отсутствия финансирования из Министерства потеряют статус «средней» и станут – «основными». А это в свою очередь повлечет за собой и сокращение общего финансирования: зарплаты педагогов «основной» школы, бюджета на развитие и модернизацию школы, возможность участия в Европейских проектах. Этого ли на самом деле желают родители и педагоги?

3 часть 17 статьи Закона об образовании говорит, что только самоуправления могут создавать, ликвидировать или реорганизовывать общеобразовательные учебные заведения, согласовав процесс с Министерством образования.

Выполняя правила Кабинета Министров у Даугавпилсского самоуправления было только два варианта.

Первый - это оставить всё как есть, поставив под угрозу сохранение статуса средней школы, а в дальнейшем и всего учебного заведения.

Второй – провести реорганизацию (объединение) школ, для выполнения требований правил Кабинета Министров № 583, при этом сохранив все программы обучения, педагогический состав, учеников, здания, инфраструктуру. Сохранится практически всё, за исключением того, что было 2 директора, а станет 1 директор и один заместитель.

Да, Министерство образования может и не согласовать процесс объединения той или иной школы, но в этом случае от Министерства потребуется изменение нормативной базы (изменение критериев, как качественных, так и количественных), а ещё найти дополнительное финансирование на сохранение той или иной школы. Вряд ли Минобразования на это пойдёт, принимая во внимание, что во многих самоуправлениях реформа уже началась.

Во всяком случае 583 правила в силе, и самоуправлениям их нужно выполнять.

Теперь, что касается деления школ на «латышские» и «русские».

1 часть 9 статьи Закона об образовании гласит: в государственных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях самоуправлений, и государственных высших учебных заведениях – образование только на государственном языке. Абсолютно любая школа может осуществлять образовательную программу национальных меньшинств, но только в соответствии с 41 статьёй закона об Образовании и только в рамках основного образования. В рамках среднего образования (10, 11, 12 классы) – все школы являются латышскими.

В противном случае, нам всем нужно признать, что полный переход на обучение на латышском языке было неудачным экспериментом, вернуть всё обратно, и в первую очередь с такой инициативой в Министерство должны были бы обратиться именно противники обучения в одной школе детей, у которых родной язык латышский и детей из семей национальных меньшинств.

Ну а сейчас с позиции морали.

Если нельзя объединять школу, где в основном учатся дети, которые в семье говорят по-русски, со школой, где учатся дети, у который родной язык латышский, означает ли это, что русским детям, полякам, украинцам, евреям и др. нельзя учиться в «латышской» школе? Если ответ - НЕТ никаких проблем, любой ребёнок может учиться в любой школе (что и записано в 91 статье Конституции Латвии: «Все люди в Латвии равны перед законом и судом. Права человека осуществляются без каких-либо дискриминаций»), то не понятно, из-за чего переполох и шум на всю страну? Если ответ ДА (детям национальных меньшинств нельзя учиться вместе с латышами) – тогда проводя аналогию им нельзя также учиться в латышских детских садах, ну и соответственно в государственных ВУЗах. В этом случае, национально озабоченным персонам придётся вносить изменения в законодательство, и официально закрепить сегрегацию и ксенофобию в законе об Образовании и в Конституции Латвии.

Даугавпилс всегда был мультинациональным городом, и всегда гордился этим.

Если не в школе, то во дворе, если не во дворе, то в спортивных секциях и кружках по интересам - дети всё равно будут говорить между собой на русском, латышском, польском или английском. На том языке, на котором им удобнее. И что плохого, если дети будут сами учить друг друга.

А если, всё же, национально настроенным «бедняжкам» хочется оградиться от всего мира, то предлагаю им создать для себя «резервацию»”.