Добровольное рабство, или Какова жизнь гамбургской Изауры

Я поработала няней в Гамбурге в семье эмигрантов из России


Обязанности и запреты


Переступив порог дома «в очень богатом поселке, где живут очень богатые люди», я тотчас узнала от хозяина, что я могу делать и чего мне делать нельзя. Я могла убирать и готовить в доме, смотреть за девочкой, работать в саду, кормить рыбок в пруду, чистить клетку морских свинок, стирать и гладить белье.

Мне нельзя делать что-либо, не закрыв всех дверей и ворот. Нельзя разговаривать с чужими людьми. Нельзя пользоваться посудомоечной машиной – вода и моющие средства дороги. Нельзя пить много кофе – он дорог. Нельзя открывать у дочери окно – холодно. Нельзя включать у нее в комнате отопление – оно дорого. Нельзя нарушать драпировку штор – это неэстетично. Пользоваться интернетом, фотографировать или звонить по телефону мне также не разрешали. Выходить за ворота на улицу – тоже.

«Мои пуговицы такие же важные, как я!» – так говорят поляки, желая подчеркнуть дутое преимущество одного над другим. Эта поговорка соответствовала отношению моего хозяина, Виталия, к окружающим. Он человек богатый, о чем не забывал повторять по нескольку раз в день. Тех, кто не смог за короткий срок заработать миллионы, он презирал и унижал. В моменты раздражения (а таковые случались на дню не раз) даже присутствие дочери не избавляло окружающих от его трехэтажного мата.

Потоки брани ушатом выливались и на меня, особенно в начале моей «пахоты» в роли няни-уборщицы-кухарки-садовницы. Причины могли быть разными – от незнания, где находится «ну этот, как его, б..! Лежал же в саду!» до неудачных поисков мною нужной бумаги: «Ну она же в папке на диване или на полу в пачке под столом в бюро! Она такая синяя! Или белая. Ты что, совсем дура? Ладно, не ищи! Она тут, у меня с собой!»

Маме моей хозяйки повезло с дочерью. И не только ей, но и всем, кто ее окружает. Алиса наравне с работницей убирала в доме, готовила еду, работала в саду, чистила клетку животных.

Когда все мое существо бунтовало после очередной обиды и я начинала складывать вещички, меня останавливала мысль: найти няню им удастся не скоро, и я чувствовала, что не могу подвести хозяйку. Мне становилось очень жаль бедную девчушку, родившуюся в богатой семье, но лишенную нормального общения. И еще было интересно, как далеко может зайти зарвавшийся богатей и сколько еще я могу выдержать.

Привет, подружка!


Пора познакомить вас с моей подопечной. Сию милую на вид и странную по характеру барышню родители нарекли Беатрикс. До трех лет девчушка была неразговорчивой, потом довольно бойко стала болтать по-русски, но язык предков забыла напрочь, пойдя в садик. Вот и радовались господа хозяева моему образованию русиста!

Когда я уезжала, она уже вполне сносно лопотала на русском и временами восклицала: «Е-мое!», а при прощании даже плакала – так мы с ней подружились.

Однако в первый день я растерялась, когда Бетти начала издавать вопли, силе которых позавидовал бы и сверхзвуковой самолет на взлете. Кроме этого, она часто (и весьма искусно!) имитировала собачий лай. Девочка оказалась невероятно, просто жутко избалованной.

Как-то, не выдержав выходок мелкой варварки, я заплакала. И случилось чудо: ребенок замолк, а потом бросился ко мне с воплями, чтобы я успокоилась.

Дорогая наша теща


Вопреки анекдотам Виталию досталась замечательная теща! Лидия Сергеевна, приезжая из Москвы, вносила в размеренную жизнь дома сумятицу, но с ней было так интересно! Оказывается, она организует гастроли российских звезд. Я посмотрела пару видеокассет, привезенных ею из дома. На дне рождения Лидии я увидела множество знакомых по кино- и телефильмам лиц. Кроме того, она преподает курс кулинарии в Плехановском институте. А еще Лидия – чемпионка Москвы и Московской области по плаванию среди ровесников. Еще эта женщина обладает легким характером и способностью убеждать. Даже зять в ее присутствии старался не выражаться и прислушивался к ее советам.

Одновременно Лида могла готовить до 5- 7 блюд – и горячих, и холодных. Чем очень мне помогла в начале моей «карьеры»: в этой семье обожают итальянскую пасту, а я из этой серии, кроме как сварить спагетти, ничего не умела. Зато теперь могу запросто пригласить к себе гостей на «пасту по-генуэзски». Я знакома с пармезаном и руколой, на ты с брокколи и моцареллой, и – вершина моего терпения – научилась лепить пельмени!

Борьба за ребенка


Когда я приехала, папа и мама Беатрикс расходились. И поскольку мама вскоре переехала из этого дома в другой, я была для девочки и подругой, и в какой-то степени мамой. Алиса очень любит дочку, но работа у нее посменная, да и квартира на этапе ремонта, поэтому девочка живет пока у отца.

И ежику понятно, что расстающиеся родители перетягивают ребенка каждый на свою сторону. Алиса водит дочку в кино и парки, ездит с ней в бассейн и на пикники, Виталий покупает в неимоверных количествах сладости и по 10 видеокассет за раз. Бетти никуда не хотела ехать, пока не посмотрит все кассеты, даже когда за ней приезжала мама.

Еще один ход в борьбе за внимание дочери – собака. Папа знает, что в многоквартирном доме, где живет Алиса, нельзя держать собак. И в доме отца появляется такса. Ребенок в восторге, хотя не умеет общаться с животными: Бетти наряжала бедного Веню в кукольные одежки, затискивала до такой степени, что пес не выдерживал и кусал ее. Бетти сердилась и била его или кричала. Через две недели его забрала хозяйка. И я была рада, что мучения пса закончились.

И напоследок…


Еще перед отъездом в Гамбург я слышала от подруги: будь осторожнее, русские за границей опаснее немцев. Я была уверена, что быстро завоюю доверие ребенка и хозяев. Так и случилось. Но их отношение ко мне, во всяком случае хозяина, от этого сердечнее не стало. Порой, очищая узорную ковку на каждом из четырех балконов зубной щеткой, я думала: а если я свалюсь сейчас с третьего этажа и что-нибудь себе сломаю? Отвезут ли меня в больницу? И сама себе отвечала: не тот это человек…

Когда я упала на лестнице в саду и здорово повредила себе плечо и коленку, на меня обрушился крик: как это я умудрилась?

Поеду ли я опять в Германию? Зарекаться не стану – у меня там появились хорошие друзья, и русские, и немцы. И работу там найти не проблема. Но в тот дом я не вернусь – это точно!..

21.11.2005 , 10:05

chas-daily.com


Темы: ,
Написать комментарий