Командировка на войну 3

Долгие годы два боевых друга жили в одном городе, но встречаться им не приходилось. Теперь же стараются видеться. И, конечно, при встречах обязательно вспомнят тот или иной эпизод жарких египетских дней и ночей.


30 лет спустя после боевых действий в пустыне в Риге встретились бывшие воины-интернационалисты


…Рига, конец 2005 года. Мы сидим в уютном кафе. За окном валит мокрый снег. Старые друзья вспоминают боевые будни. Станиславу Михайловичу Аистову ни за что не дашь его 70 лет. Да и Федор Артемович Молочков выглядит моложе своих лет.

- Египетским солнцем прожарились? – с улыбкой интересуюсь я.

- Тот загар давно сошел, – в тон отвечают они. – Даже в сентябре там было плюс 42 в тени.

…Трое молодых мужчин в самолете рейса Москва – Каир вряд ли могли привлечь пристальное внимание. Но если бы кто-то и заинтересовался ими, то он выяснил бы только, что Станислав Аистов является профсоюзным деятелем, а двое его товарищей – Федор Молочков и Федор Полянцев – спортсменами-инструкторами. Обычная по тем временам – а шел 1969-й год – советская делегация. На самом же деле они летели на войну.

Радиотехник эксплуатации и ремонта радиолокационных станций дальнего обнаружения и наведения Станислав Аистов стажировку прошел в Красноводске, потом попал на остров Огуречный на Каспии, недалеко от границы с Ираном, затем в Азербайджан. К этому времени он уже стал начальником радиолокационного комплекса.

…Ил-62 мягко приземлился и замер. Майор Аистов вместе со своей командой отправились в Генштаб, по приглашению которого они и прибыли в эту страну.

- После Шестидневной войны на Ближнем Востоке в 1967 году здесь возникла странная ситуация, – рассказывает Станислав Михайлович. – Вроде бы и мир, а с другой стороны, постоянные боевые столкновения. Поэтому в 1969-м в Москве было принято решение направить нас в Объединенную Арабскую Республику в качестве специалистов, где мы должны были помочь развернуть новую технику и подготовить обслуживающие расчеты.

- И с чего начали?

- Объехали весь Египет с целью создания сплошного радиолокационного поля. Разворачивали технику, прикрывая наиболее опасные направления. Стали обучать арабов. Прислали нам для начала 80- 90 человек. Почти все неграмотные. А у нас высокоточная техника, электроника, автоматика! Бились с ними, бились – не соображают. Через месяц весь этот набор заменили. Взяли солдат и сержантов из духовных семинарий, а офицеров – из выпускников радиотехнических факультетов Каира и Александрии.

Со старшими офицерами, представителями состоятельных сословий, было легче общаться: многие из них знали английский, русский, немецкий языки. Стали и мы постепенно осваивать арабский.

- Привилегий у египетских воинов было немало, – вспоминают Станислав и Федор. – Лейтенант мог спокойно попросить машину у генерала или полковника, чтобы съездить домой. Через каждые 25 дней службы на пять дней офицеры отправлялись отдыхать, могли и в конце недели уехать на выходной.

За нашей группой закрепили 10 точек. Натаскивали рядовой состав с утра до ночи. Один Федор готовил операторов, другой – техников. А майор Аистов занимался с офицерами.

Ужаснуло нас состояние техники, которую СССР поставил им ранее – настолько она оказалась запущенной. Тут и климат сыграл свою роль, но и арабы совершенно не ухаживали за нею.

Израильтяне воевали грамотно. Их летчики были прекрасно подготовлены, среди них были американцы, немцы, англичане. И каждый их полет отличался от предыдущего, действовали они нестандартно. К советским специалистам относились спокойно, особой пропаганды против нас не вели.

Наши, что работали на Суэцком канале, рассказывали, что иной раз в 6 часов утра с того берега (а ширина там метров 50) израильтяне на русском языке в громкоговоритель объявляли: «Русские, отойдите подальше!» А через несколько минут начинался артобстрел.

В марте 1970-го израильские самолеты начали летать над Каиром, разбомбили первую линию обороны ПВО, зенитно-ракетную бригаду, нанесли удары по окраинам города. Тогда наше руководство приняло решение о введении в Египет нескольких зенитно-ракетных бригад, авиационных истребительных полков и радиотехнических войск. Причем при развертывании половину позиций сделали ложными.

Однажды ранним утром около 40 самолетов появились в зоне действия. Пока громили ложные позиции, наши молчали, но когда добрались до настоящих, дали отпор. Из четырех самолетов завалили два. Больше таких столкновений не было.

- Повысили уровень египетских воинов?

- Арабские летчики, хотя тоже вроде были подготовлены неплохо, в боях уступали противнику. Основные операции израильтяне проводили по пятницам, когда арабы брали выходной и офицеры уезжали домой. А о планах арабов они узнавали сразу, едва только те их принимали.

Пока мы были рядом, те чего-то добивались. А если оставались одни – увы. Наш специалист майор Поплавский изобрел приставку, устраняющую с экранов локаторов искусственные помехи, которые подчас специально применялись. Но вот однажды приезжаем в Порт-Саид в радиолокационную роту. И арабы нам с гордостью показывают экраны – все чисто! Оказалось, что они аппаратуру отключили, чтобы не мешала…

- Мы им и боевой опыт Великой Отечественной войны передали – добавляет Федор Артемович. – В начале 1970 года у израильтян появились новые истребители, которые стали проникать в Каир, выходя над Суэцким каналом на малой высоте и потом над рекой. Вот тут мы и посоветовали поднять на тросах над Нилом аэростаты. Столкновение с ними – гибель для самолета. Израильские летчики сразу перестали летать. Видно, тоже вспомнили оборону Москвы и Ленинграда.

А больше всего там, в жаркой стране, боевые товарищи скучали по снегу.

19.01.2006 , 10:05

chas-daily.com


Темы: ,
Написать комментарий

Очень хочу найти Аистова Станислава Михайловича. Какой то контакт. Как с ним связаться?

Ирина, откуда вы знаете Станислава? Я его дочь

Очень хочу найти Аистова Станислава Михайловича. Какой то контакт. Как с ним связаться? Ирина Смирнова

Здравствуйте. Я дочь Станислава Аистова. Откуда вы знаете папу?

Написать комментарий